В городе с миллионным населением любой экзотический товар может найти своего потребителя. Несколько иначе выглядит торговля в небольших населенных пунктах: здесь открытию магазина должны предшествовать серьезные подготовительные работы, направленные на поиск клиентов и оценку перспективности направления в целом.
Чтобы выбрать, чем торговать в маленьком городе, придется собрать сведения о количественном и качественном составе населения, социальных и возрастных группах, уровне дохода потребителей и их платежеспособности, а затем на основании таковых найти ответы на несколько ключевых вопросов:
- Что будет продаваться? Спрос на какие товары остается неудовлетворенным?
- Каковы потенциал и емкость местного рынка? Бизнес каких масштабов целесообразно создавать в конкретном населенном пункте?
- Кому предназначены эти товары? Станут ли покупателями все группы населения или только молодые женщины, пенсионеры, студенты? Имеется ли здесь достаточное для удовлетворения амбиций предпринимателя количество потенциальных клиентов?
Полученные в результате такого исследования данные позволят не только сформировать концепцию будущего бизнеса, но и разработать стратегию развития, выделить приоритетные задачи, оценить размеры капиталовложений.
Хозяйственные товары
Рассматривая, каким товаром выгодно торговать в маленьком городе, не следует соревноваться с упомянутыми супермаркетами; достаточно включить в ассортимент предметы первой необходимости:
- Посуду (тарелки, ложки, вилки, чашки, кухонные наборы и ножи);
- Инструменты для уборки (ведра, швабры, веники, щетки, пакеты для мусора);
- Сантехническую арматуру (краны, шланги, прокладки, душевые насадки);
- Скобяные изделия (крючки, запоры, замки, дверные петли);
- Ручной инструмент и метизы (молотки, ножовки, плоскогубцы, отвертки, ключи, гвозди и саморезы);
- Электротовары (провод, выключатели, лампы, розетки, батарейки, фонарики);
- Бытовую химию;
- Скатерти, салфетки и другой текстиль.
Электроинструмент не считается тем, что выгодно продавать в маленьком городе в торговой точке такого типа: покупатели все же предпочитают выбирать его в специализированных магазинах. Поэтому достаточно ограничиться основными позициями — ударной дрелью, болгаркой, шуруповертом.
Дополнительную прибыль принесет реализация сезонных товаров. Что можно продавать в маленьком городе:
- Елочные игрушки и гирлянды перед новогодними праздниками;
- Садовый инструмент, грунт, удобрения и семена весной;
- Уголь, дрова, мангалы, надувные мячи и круги в летнее время.
Капитал, необходимый для аренды помещения, закупки торгового оборудования (стеллажей, полок, витрин) и наполнения магазина товарами, оценивается в 950–1200 тысяч рублей. С учетом наценки 25–60% такая торговая точка может иметь ежемесячный оборот 450–550 тысяч рублей, что эквивалентно чистой прибыли в 50–65 тысяч рублей.
Оптика
Не считая популярные в столице элитные салоны, можно выделить два возможных формата для магазинов оптики в небольших населенных пунктах:
- Отдел с готовыми очками. Такой бизнес не требует лицензирования и может быть открыт в любом торговом центре, располагающем свободной площадью в 5–8 м²;
- Магазин, предлагающий обследование офтальмологом и индивидуальное изготовление очков. Для получения соответствующей лицензии такая деятельность требует наличия в штате не только дипломированного врача, но и заведующего с медицинским образованием.
Чтобы определить, каким товаром торговать в маленьком городе, нужно оценить социальный и возрастной состав целевой аудитории. Следует учесть, что работающие люди меняют очки намного чаще, чем пенсионеры: этим клиентам желательно предложить то, что пользуется спросом у населения в 2024 году — контактные линзы, очки, футляры, цепочки, чистящие жидкости и салфетки средней ценовой категории.
Открыть отдел готовой продукции можно с капиталом в 120–140 тысяч рублей: достаточно арендовать помещение, купить торговое оборудование и создать некоторый товарный запас. Выбирая, что лучше продавать в маленьком городе, предприниматели часто отдают предпочтение недорогой продукции из Китая.
Требования к полноценному магазину намного выше — на площади в 75–110 м² нужно разместить торговый зал, мастерскую и кабинет врача с диагностическим оборудованием — офтальмоскопом, авторефрактометром, таблицей знаков. С учетом стоимости приборов для обработки линз инвестиции в такой бизнес достигают 1,2–1,4 млн рублей; тем не менее, ежемесячная прибыль в 90–110 тысяч рублей позволит окупить вложения примерно за год.
Автозапчасти
Разумеется, в рамках небольшой торговой точки охватить весь возможный ассортимент продукции невозможно. Поэтому запуску бизнеса должно предшествовать небольшое исследование, направленное на выявление наиболее распространенных в регионе моделей автомобилей — таким образом можно определить, чем лучше торговать в маленьком городе и что предложить жителям окружающих деревень.
Следует учесть, что на рынке запчастей для иномарок доступны не только оригинальные, но и недорогие лицензионные детали производства Турции, Польши, Чехии и Китая. Кроме того, в некоторых ситуациях желающие сэкономить автолюбители согласны удовлетвориться комплектующими с разборки: можно организовать такой цех самостоятельно или установить контакты с другими предпринимателями, владеющими подобным бизнесом. Считается, что продавать в маленьком городе через интернет запчасти, снятые со старых автомобилей, достаточно выгодно — основные расходы в этом случае связаны лишь с публикацией предложений на бесплатных досках объявлений.
Место для будущего магазина запчастей желательно искать в местах скопления автомобилистов — вблизи гаражных кооперативов, заправок, автосервисов, оживленных транспортных магистралей. Чтобы купить оборудование и создать товарный запас торговой точки площадью в 60–70 м², нужно израсходовать 1,4–1,8 млн рублей. Доход такого магазина может составить 75–90 тысяч рублей в месяц, что позволит окупить вложения за 14–16 месяцев.
Товары для охоты и рыбалки
При небольшом стартовом капитале акцент желательно сделать на товарах первой необходимости. Рыбаки чаще всего покупают:
- Удилища, леску, крючки, наживку, блесны;
- Спиннинги, снасти, кормушки;
- Высокие резиновые сапоги и прорезиненные комбинезоны;
- Коловороты, одежду, палатки и удочки для зимней рыбалки.
Товары для охотников продавать несколько сложнее. В вопросе о том, чем начать торговать в маленьком городе, нужно учитывать, что хранение и реализация ружей, боеприпасов, охотничьих ножей, арбалетов и гарпунов требуют получения специальных лицензий, установки сигнализации, а также оборудования торгового зала сейфами и замками. Что продавать в маленьком городе охотникам:
- Маскировочные костюмы, зимние комбинезоны;
- Топоры, ножи для разделки туш;
- Оптические прицелы и бинокли;
- Чехлы для ружей;
- Патронташи, рюкзаки, сумки для дичи.
Средняя наценка на товар составляет 15–60%. К стоимости ежедневно продаваемых позиций добавляют не более 25–30%, тогда как лодки, палатки и ружья приносят доход в 60–100%. Выбирая, чем можно торговать в маленьком городе, следует найти оптимальное соотношение между этими категориями и сформировать правильный ассортимент для получения наибольшей прибыли.
Помещение для магазина площадью 100–120 м² желательно арендовать в центре города или на территории крупного торгового центра. Для открытия торговой точки, продающей товары первой необходимости, нужен капитал в 800–950 тысяч рублей. Если же добавить к этому перечню оружие и дорогостоящее снаряжение — указанную сумму с учетом расходов на переоборудование зала нужно увеличить по крайней мере вдвое. Окупятся такие вложения через 12–15 месяцев.
Стройматериалы
Структура рынка стройматериалов в небольших населенных пунктах имеет характерные особенности: частных домов здесь намного больше, чем в мегаполисах, а потому цемент, кирпич, доски, шифер и металлочерепицу покупают чаще, чем обои и паркет. Рассматривая, каким товаром торговать в маленьком городе, следует найти свободную нишу и в зависимости от желаемых объемов инвестиций открыть либо специализированный магазин, либо торговую точку с широким ассортиментом товаров.Исключая строительные гипермаркеты, востребованность которых в маленьком городе вызывает сомнения, такие магазины можно разделить на:
- Объекты площадью до 100 м² с ассортиментом в 2–3 тысячи наименований (включая специализированные магазины обоев, напольных покрытий, электрооборудования, кафеля или сантехники);
- Объекты площадью до 300 м² с широким ассортиментом в 5–6 тысяч наименований различных товарных групп (акцент можно сделать на том, чем выгодно торговать оптом в маленьком городе).
В неспециализированном строительном магазине должны быть представлены:
- Краски, лаки, растворители и пропитки;
- Обои различных видов, плинтусы;
- Строительные и клеевые смеси, шпатлевки и финишные покрытия;
- Кафельная плитка напольная и стеновая, затирки;
- Стеновые и потолочные панели ПВХ, МДФ;
- Гипсокартон и металлический профиль;
- Сантехническое оборудование, арматура и аксессуары (шланги, смесители);
- Напольные покрытия (ламинат, линолеум, ковролин);
- Кровельные и листовые материалы, утеплители;
- Двери входные и межкомнатные, пороги;
- Электротовары (розетки, удлинители, провод, выключатели, светильники);
- Ручной и электроинструмент;
- Крепежные и скобяные изделия.
Открыть такой магазин можно с капиталом в 1,6–2 млн рублей. Чтобы вычислить сумму, необходимую для первоначальной закупки товара, нужно определить, чем торговать в кризис 2024 в маленьком городе: слишком дорогая продукция известных мировых брендов вряд ли будет востребованной, а слишком дешевая обычно не отличается хорошим качеством. При удачном расположении торговая точка позволит окупить вложения за 20–25 месяцев, принося владельцу ежемесячную прибыль в 65–80 тысяч рублей.
Товары для сада и огорода
Уже упомянутое большое количество частных домов и приусадебных хозяйств вблизи небольших населенных пунктов является причиной возникновения еще одной потребности: рассматривая, чем торговать в маленьком городе, идею бизнеса можно основать на реализации востребованных товаров для сада и огорода.
Если основной целевой аудиторией считать дачников и владельцев небольших участков, то внимание следует акцентировать на бюджетных инструментах, садовом инвентаре, семенах, саженцах и удобрениях. Если же рядом расположен коттеджный поселок, желательно включить в ассортимент плетеную мебель, беседки, бассейны и садовые скульптуры. Третье доступное направление бизнеса — это магазин сельскохозяйственной техники, предлагающий покупателям газонокосилки, мотоблоки, культиваторы и мини-тракторы.
Возможны два варианта размещения такой торговой точки: на выезде из города по направлению к дачным кооперативам либо на сельскохозяйственном рынке, где садоводы и фермеры реализуют свои товары. Что продавать на рынке в маленьком городе покупателям из сельской местности:
- Семена овощей, ягод и цветов;
- Удобрения, биогумус, торф, подкормки;
- Садовый инвентарь (лопаты, вилы, грабли, лейки, секаторы);
- Саженцы деревьев и кустарников;
- Рассаду и ящики для нее;
- Гербициды, ядохимикаты;
- Пленку для парников.
Выбирая, чем торговать в маленьком городе на рынке, ассортимент следует формировать из самых популярных позиций, а наценку устанавливать в соответствии с ценовой политикой конкурентов: садоводы обычно выбирают недорогие категории и готовы переплатить только при покупке эксклюзивного товара. При заключении договоров с дачными кооперативами и фермерскими хозяйствами можно также найти, чем выгодно торговать в маленьком городе оптом: подобные клиенты в начале сезона часто закупают продукцию в больших количествах.
Открытие небольшого магазина требует капитала в 800–850 тысяч рублей. Если речь идет о создании крупного садоводческого центра, то здесь максимум определяется только финансовыми возможностями предпринимателя. Разумеется, размеры прибыли также будут разными: магазин при среднем чеке в 500–600 рублей может приносить владельцу ежемесячно 55–65 тысяч рублей, тогда как центр, обслуживающий ежедневно сотни покупателей — 250–300 тысяч рублей.
Заключение
Считается, что в маленьком городе все потенциально доходные рыночные ниши уже заняты, а новый товар интереса у покупателей не вызовет: чаще всего к такому выводу приходят люди, которым нужны веские причины не начинать собственное дело. На самом деле ничто не мешает предпринимателю продавать то же, что и конкуренты, однако основное внимание уделять именно качеству обслуживания.
Если изучить вопрос, как привлечь покупателей в магазин и увеличить продажи, то можно разработать некое уникальное торговое предложение, которое в качестве дополнительного конкурентного преимущества позволит постепенно переманить клиентов. Разумеется, этот процесс будет длительным и потребует вложения сил, денег и времени, однако результатом станет завоевание своей доли рынка и получение соответствующей затраченным усилиям прибыли.
В маленьком городе хорошо открывать еще бизнес по производству пластиковых окон (проверено знакомыми). Магазинчик возле дома хорошая идея, только придется задабривать санстанцию и прочие голодные службы. С торговлей одежды будет большая конкуренция. А вот киоск с сигаретами и кофе отличная мысль для любого города. Люди, которые курят есть везде.